Главная | Открытки по автору  | Открытки по издательству  | Все открытки | Ваша корзина |
Фестиваль. Огонь нашей памяти.
Сортировка открыток

Все открытки
 
По художнику
 
По издательству
 
Расширенная
 
Пишите нам
 
О магазине
 

Поиск по сайту
Реклама
История почовых открыток :

История открыток

Что такое открытка? Известное определение филокартии, данное М.С.Забоченем в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.

Таким образом, общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. В Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова. В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте - их продавали в качестве сувениров.

Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой , дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Открытка посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

Широкое распространение открытки получили в конце XVIII-начале XIX века в Англии. Это были карточки, которые изготавливались, как правило, художниками вручную. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер и др.

Такие открытки посвящались Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.

Первой печатной рождественской открыткой по некоторым сведениям стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На карточке размером 12*7 см. художник нарисовал семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». (На открытке было изображено большое семейство из одиннадцати детей и их родителей, которые поднимают тост за отсутствующих друзей. Трое самых маленьких членов семьи уничтожают рождественский пудинг.)

Английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с таким незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Ясно, что о многих подобных историях "предпочтовой" эры мы ничего не знаем только потому, что они не затрагивали известных людей. Но это не значит, что в то время открытки или поздравительные карточки были чем-то невиданным. Скорее всего, в начале XIX века люди еще не знали, что они, по сути, открыли новый тип отправлений, который был официально узаконен лишь в 1878 году. К стати, из тиража в 1000 экземпляров до наших дней сохранилось всего 12 открыток. Одна из них была недавно продана в Англии за 22 тысячи фунтов стерлингов.

Первые почтовые открытки были выпущены 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя.


В июле 1870 года книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с небольшим рисунком, изображающим артиллериста с пушкой. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне почтовая открытка получила официальное признание. Был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. А несколько позднее, в 1925 году, был введен новый стандарт, который сохранился и по сей день -105*148 мм.

Рекламные открытки появились во второй половине XIX века в Европе, откуда были завезены в Россию. Как ни странно, именно рекламно - сувенирным открыткам Россия обязана распространением культуры поздравления с помощью открыток. Сувенирно-рекламные карточки с элементами фирменного стиля изготовителя, вкладывались в упаковку со сладостями «Товарищества А.А. Абрикосова и сыновей». (Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), бывший крепостной, основал Товарищество "А.И.Абрикосов и сыновья" (или "Товарищество А.А.Абрикосова сыновей"). Товарищество строило заводы и фабрики. На фабриках Товарищества изготовлялись шоколад, конфеты, карамель, пастилы, варенье, сиропы, джемы, торты и другие кондитерские изделия. Традицией Товарищества была широкая благотворительность - огромные пожертвования на госпитали, больницы, школы и др. В 1918 году фабрика Абрикосова была национализирована. Ныне - "Кондитерский концерн Бабаевский" (Петр Акимович Бабаев - рабочий (до 1920 - председатель Сокольнического райисполкома)) и фабрики Эйнем.

Привлекательна карточка Товарищества паровой фабрики Эйнем. Известно, что в коробки с продукцией фабрики часто вкладывались открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, вроде "Вальс-монпансье". (Теодор Фердинанд Эйнем, немецкий подданный приехал в Москву в 1850 году, надеясь начать свое дело. Сначала он занимался производством пиленого сахара, после организовал мастерскую по роизводству шоколада и конфет. Вместе с компаньоном, соотечественником Юлиусом Хойсом в 1867 году они построили на берегу Москвы-реки фабрику шоколадных конфет и чайных изделий).

А свой успех на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве, «Товарищество А.А. Абрикосова и сыновей» получило высшие награды, Абрикосовы решили отметить исключительно нарядной карточкой, прославляющей эти даты.

Нарядный мальчик символизирует 1882 - год первой награды, полученной фабрикой на выставке. Словно "эстафету" от него продолжает не менее нарядная девочка, которая символизирует 1896 - год получения второй награды. Вряд ли подобная карточка была специально заказана Абрикосовыми - скорее они просто удачно использовали типичный сюжет поздравления. В самом деле, детские образы и сегодня являются часто востребованными в рекламе. Ведь кто как не дети - традиционные потребители всяких сладостей? А радость, с которой эти дети, одетые во взрослые наряды, прославляют две даты в истории фабрики, должна была настраивать покупателей помнить о них, об их счастливом детстве и вместе с ними о фабрике Абрикосовых.

Трудно себе представить более оригинальную и действенную рекламу! На карточке нет изображений конфет, то есть, продукция фабрики не навязывается покупателю, но в то же время реклама обращена к его душе - она подчеркивает его лучшие родительские чувства. По этой карточке можно судить о российских традициях, связанных с такими непочтовыми карточками. Они изготовлялись не в России, поскольку исконно русские сюжеты в них обычно не встречаются. В России на них наносились надписи и некоторые другие изображения, не нарушающие исходной картинки. Так, после 1896 года на упаковке продукции Абрикосовых стали появляться два изображения герба Российской империи в знак высоких наград, что и показано на карточке. Сюжет, чаще всего типично западноевропейский, поздравительный использовался как праздничная картинка, обычно никак не связанная со случаем ее использования в России.

Эти и подобные им рекламные карточки выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и использованием небумажных материалов, особенно шелка. Такие карточки долго хранились покупателями, постоянно напоминая об изготовителе и побуждая приобретать его продукцию снова и снова. Многие из них сохранились до нашего времени.

В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого открытки в Россию ввозили в основном из-за границы, собственного производства не существовало. Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года.

Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, так как практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует всё новыми видами конструкций и вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир. Рекламная открытка по-прежнему актуальна, только теперь ее уже не вкладывают в упаковку товаров, а размещают на специальных стойках в престижных заведениях мегаполисов. Обозначилось и новое направление в разработке и производстве открыток - «деловая» открытка, одной из разновидностей которой является открытка корпоративная. Одним словом, история открытки продолжается.

Поздравительная открытка

Сегодня оборот поздравительных открыток в мире составляет 15 млрд штук в год. Мировым лидером по изданию открыток являются США, где открыточным бизнесом занимаются более 500 компаний. Второй по значению открыточной державой является Великобритания, где количество подобных компаний приближается к 250. «Hallmark»-самый известный открыточный бренд, открытки под этой торговой маркой выпускаются во всем мире.

В России открыточный бум начался в перестроечные 90-е. Первым крупным частным издательством в России стала компания «Арт и Дизайн». На сегодня на российском рынке открыток работают около трех десятков операторов. Самым крупным из них является холдинг «Арт и Дизайн», которому принадлежит около 60% рынка. В пятерку сильнейших также входят компании: «Открытое письмо», «Мир поздравлений», «Мир подарков» и «Русский дизайн». Общий объем производства открыток в России составляет 400 млн экземпляров в год и, по мнению ведущих экспертов, имеет как минимум двойной потенциал роста. Ведь сейчас на одного россиянина продается только четыре открытки в год, тогда как в США количество продаваемых открыток составляет 37, а в Англии - 48 штук на человека в год. Даже в советское время этот показатель был не ниже 20 открыток. Данный показатель имеет не только экономическое значение, по частоте посылаемых друг другу открыток социологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди приобретают и посылают открытки, тем лучше живется в стране.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю, эстетику и символику открыток. Ученые, исследуя открытку , пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако все это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Но разгадка и не нужна. Ведь чудо невозможно объяснить на языке рациональной логики, как невозможно изобрести «формулу любви».

Просто дарите радость своим родным и близким, клиентам и партнерам, знакомым и друзьям – дарите им открытки!

источник: рushkin.еllink.ru


 
Ваша корзина  
Корзина пуста
Информационная поддержка
 
Реклама 
главная | все открытки | ваша корзина |